Народное Собрание Гагаузии направило в адрес Парламента Молдовы законодательную инициативу о внесении изменений и дополнений в Кодекс о выборах Республики Молдова.
Предлагаемые изменения в законопроект позволят Гагаузии иметь своих представителей в высшем законодательном органе страны, путем создания пяти одномандатных избирательных округов на территории автономии. Это позволит Гагаузии участвовать в политической жизни республики, продвигать интересы местного сообщества и вносить свой вклад в достижении общих стратегических целей.
Настоящий Отзыв будет так же направлен в адрес Президента Молдовы, делегации Европейского Союза в РМ, Миссии ОБСЕ, Посольствам России, республики Турции и Венецианской Комиссии.
Пояснительная записка к Отзыву
Народного Собрания Гагаузии на проект
закона Парламента Республики Молдова «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о выборах» № 1381 от 21.11.1997 год,
зарегистрированного под № 123 от 19.04.17 г.
Идея законодательной защиты прав национальных меньшинств коренных малочисленных народов к настоящему времени прочно утвердилась в большинстве демократических государств. Она продиктована как логикой жизни, так и логикой права.
23 декабря 1994 года Республика Молдова путем принятия закон № 344-III «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» предоставила малочисленному гагаузскому народу, компактно проживающему на юге республики территориальную автономию с особым статусом как форму самоопределения гагаузов, являющуюся составной и неотъемлемой частью Республики Молдова, которая самостоятельно, в пределах своей компетенции, в соответствии с положениями Конституции Республики Молдова, решает вопросы политического, экономического и культурного характера в интересах всего населения. На территории автономно-территориального образования Гагаузия гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией и законодательством Республики Молдова
Аналогичные нормы 25 июля 2003 года были закреплены в статье 111 Конституции Республики Молдова.
Республика Молдова всегда заявляла, что защита прав и свобод граждан рассматривается как определяющий фактор существования демократического общества.
В соответствии с Законом Республики Молдова «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций от 19 июля 2001 г. № 382-XV: «Государство гарантирует лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона. Любая дискриминация по признаку принадлежности к национальному меньшинству запрещается».
Присоединившись к Всеобщей Декларации прав человека, Заключительному Акту Хельсинского Совещания и другим общепризнанным международно-правовым документам, Республика Молдова обеспечивает соблюдение и беспрепятственное осуществление всех предусмотренных ими прав и свобод, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения, политических убеждений и иных обстоятельств.
Провозглашение в международных актах принципа равноправия, политических прав и запрета дискриминации, в том числе по этническому признаку, создает определенную правовую основу для участия национальных меньшинств в политической жизни на равных основаниях с основным этносом.
Основным требованием национальной автономии является участие представителей меньшинств в законодательных и исполнительных органах государственной власти. Данное положение нашло свое отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., где п.1 ст.21 гласит: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей».
Создание условий для широкого представительства национальных меньшинств в парламентах приветствуется Копенгагенским документом СБСЕ (1990г.), Варшавских рекомендациях, способствующих участию национальных меньшинств в избирательном процеccе ОБСЕ (2001г.), Рамочной конвенцией Совета Европы о защите национальных меньшинств (1994 г.), Лундскими рекомендациями ОБСЕ об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни (1999г.), Руководящими принципами относительно выборов (принятых Венецианской комиссией на 51-й пленарной сессии, Венеция, 5-6 июля 2002 г.) и др.
Так в параграфе 5.2 Варшавских рекомендаций закреплено, что «…исключительные обстоятельства, такие, как необходимость предоставления национальным меньшинствам … возможности быть более широко представленными в органах власти, могут служить обоснованием для принятия мер, направленных на расширение избирательного права для этих граждан» (стр. 16). Эти же положения заложены в «Принципах Европейской комиссии за демократию через право», I, 2.4.b: «Особые правила, гарантирующие места для представителей национальных меньшинств или обеспечивающие исключения из критериев обычного распределения мест… в принципе не противоречат равному избирательному праву».
Также в параграфе 5.2 Варшавских рекомендаций определено, что «…в исключительных случаях национальные меньшинства или другие группы, недостаточно представленные в органах власти, могут получить преимущество в результате применения мер, направленных на увеличение их репрезентативности … Представительству национальных меньшинств можно способствовать посредством устранения барьеров, мешающих их участию в общественных делах. Однако где необходимо представительство национальных меньшинств может также увеличиваться за счет принятия более активных мер, таких, как … резервирование или выделение мест в органах власти, включая законодательную, исполнительную, судебную, и административную ветви власти…» (стр. 37).
«Если адекватной репрезентации национальных меньшинств невозможно добиться посредством применения элементов избирательной системы или другим похожим образом, представительство меньшинств может быть расширено непосредственно за счет особой организации процесса голосования. Считается, что такие меры не нарушают принцип равного избирательного права, если они используются с законной коррективной целью для расширения участия представителей меньшинств в национальной политической жизни» (стр. 70-71).
В Руководящих принципах относительно выборов (принятых Венецианской комиссией на 51-й пленарной сессии, Венеция, 5-6 июля 2002 г.) отмечается: «Некоторые меры, принимаемые для обеспечения минимального представительства меньшинств либо путем резервирования за ними определенной доли мест, либо посредством исключений из обычных правил распределения мест (например, неприменения процентного порога к партиям, представляющим национальные меньшинства), не нарушают принцип равенства.
Одним из способов – это способ обеспечить представительство национальных меньшинств, которые не могут в силу малочисленности попасть в парламент на общих основаниях, состоит в квотировании. Институт квотирования в избирательном процессе явление довольно распространённое в мировой правоприменительной практике. В зарубежных странах существуют квоты для представителей от национальных меньшинств, институтов гражданского общества, женщин и президентские квоты.
Так, законодательные квоты для представителей национальных меньшинств в парламенте предусмотрены законодательством 52 стран. Законодательные квоты (от 1 до 10 мест) для представителей национальных меньшинств в нижней палате Парламента предусмотрены в 35 странах мира, в том числе в Бельгии, Дании, Индии, Иране, Италии, Казахстане, КНР, Пакистане, Португалии, Хорватии, Румынии, Словении, Сербии, Финляндии и др.
Международно-правовую основу общего характера для участия национальных меньшинств в политической жизни составляют нормы и принципы, содержащиеся в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международном пакте о гражданских и политических правах, Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и в других соответствующих международных документах, которые были приняты на всемирном или региональном уровне, и международных документах, заключенных между отдельными государствами.
В Уставе ООН провозглашено, что одной из основных целей данной организации является поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка или религии.
Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. содержит норму о том, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, включая и политические права, «без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Эта идея реализуется и в других международно-правовых актах. Наряду с этими документами общего характера имеются и специально, посвященные защите национальных меньшинств.
В преамбуле Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 года было подчеркнуто: ООН считает, что «поощрение и защита прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, способствуют политической и социальной стабильности государств, в которых они проживают», а «постоянное поощрение и осуществление прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, в качестве неотъемлемой части развития общества в целом и в демократических рамках на основе верховенства закона способствовало бы укреплению дружбы и сотрудничества между народами и государствами».
Статья 2 Декларации содержит положение о том, что «лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право активно участвовать в принятии на национальном и, где это необходимо, региональном уровне решений, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат, или тех регионов, в которых они проживают, в порядке, не противоречащем национальному законодательству». На государства же возлагается обязанность принимать при необходимости меры для обеспечения того, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли в полной мере и эффективно осуществлять все свои права человека и основные свободы, без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства пред законом (ст.4).
В статье 27 Международного пакта о гражданских и политических правах установлено: «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком». Обязательства по защите национальных меньшинств содержатся и в других конвенциях и декларациях ООН, а также в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности в Копенгагенском документе от 29 июня 1990 года. Эти положения воспроизводятся и развиваются и в региональных документах. В частности, в ст.4 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой Советом Европы, устанавливается, что «Стороны обязуются принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем, чтобы поощрять во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и действительное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к большинству населения. В связи с этим Стороны должным образом учитывают особое положение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам». А ст.15 гласит: «Стороны обязуются создавать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, общественной и экономической жизни, а также в ведении публичных дел, особенно тех, которые их касаются». Реализация данных положений ложится на государства-участники, в том числе и виде издания национальных нормативных актов.
В соответствии с принципами международного права избирательное законодательство должно гарантировать равенство для лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, что предполагает запрещение любой дискриминации в отношении них.
С уважением,
Председатель
Народного Собрания Гагаузии В.М. Кысса