{videobox}X_9ggQrY0Js{/videobox} |
Председатель Народного Собрания Владимир Кысса, в рамках международной конференции SHIFT 2019, в преддверии празднования 25-й годовщины со дня принятия Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», подвел итоги функционирования автономии в составе Республики Молдова за 25 лет.
«Нельзя не отметить тот факт, что Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» работает не в полном объёме, а именно не выполняется ст.25 Закона, которая регламентирует, что Республика Молдова является гарантом полной и безусловной реализации полномочий Гагаузии, определённых настоящим законом.
Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» не занял своё достойное место в Конституционном и правовом поле Республики Молдова. Ни одна политическая сила страны, будучи у власти, не взяла на себя обязательства строгого и чёткого выполнения всех положений закона о статусе нашей автономии.
Законодательно отсутствует механизм распределения и делегирования полномочий между центральными органами власти и управления и властями Гагаузии.
В 2002 и 2003 гг. работала совместная комиссия депутатов Парламента Республики Молдова и Народного Собрания Гагаузии по подготовке проекта Закона о конституционном закреплении Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)». Разработанный совместный проект Закона был внесён в Парламент для рассмотрения и принятия. Однако, Парламент РМ в своём большинстве от ПКРМ (71 депутат) в ноябре 2003 года в одностороннем порядке рассмотрел и принял совсем иной проект Закона в усечённом плане.
В результате в статью 111 Конституции РМ вошли только пункты 1, 2 и 3 статьи 1 предложенного законопроекта. Главный пункт — 4-й, который регламентирует, что «В случае изменения статуса РМ как независимого государства, народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение», не был включён. Это привело к проведению общенародного референдума 2 февраля 2014 г. по отложенному статусу. Итог референдума вам всем хорошо известен.
Кроме того еще целый ряд предложений не был учтен, но вместо них был включён новый карательный пункт 6, который устанавливает контроль за соблюдением законодательства РМ на территории АТО Гагаузия Правительством РМ, т.е. Госканцелярией Правительства страны, которая вмешивается в деятельность законодательного органа автономии и своими исками добивается у судебных инстанций отмены нормативных актов, принимаемых НСГ, что противоречит положениям Ст. 12 закона о статусе Гагаузии.
К нашему сожалению за 25 лет Гагаузия пропорционально не интегрирована во властные структуры РМ.
Законодательно для Гагаузии не представлена квота 5 депутатских мандатов Парламента РМ с правом вето в интересах Гагаузии, чтобы Гагаузия самостоятельно делегировала своих представителей в Парламент РМ. Всё это не даёт возможности Гагаузии реализовать свои законные права на участие в осуществлении внутренней и внешней политики РМ по вопросам, касающимся интересов Гагаузии.
Поэтому Гагаузия фактически не имеет доступа к процессу управления в Молдове.
Тут уместно отметить, что центральные власти не обеспечивают выполнение требований Доклада ОБСЕ №13 от 1993 года, Рекомендаций Венецианской комиссии от 21 августа 2002 года.
За последние годы в процессе проведения в стране структурных реформ Гагаузия потеряла целый ряд своих полномочий, потому что не учтен особый статус автономии.
Учитывая современные вызовы для гагаузской автономии в составе Республики Молдова, в целях обеспечения и расширения доступа представителей Гагаузии, делегированных Народным Собранием, Главой и Исполнительным Комитетом к процессам управления в Молдове, признавая правовое государство, гражданский мир, демократию и подтверждая нашу приверженность выстраивать взаимоотношения с центральными органами власти РМ на доверительной и взаимоуважительной основе, предлагаем Парламенту и Правительству РМ строго соблюдать требования Закона о статусе Гагаузии и обеспечить полноценное функционирование Гагаузии в составе РМ».