(к 75-летию освобождения Комрата от немецко-фашистских захватчиков)
Предлагаем вашему вниманию статью
«Комендант Комрата», опубликованную в газете «Вести Гагаузии» 17 августа 1996г.
Перед штурмом немецких отборных войск, удерживающих город Комрат, когда танки 36-ой гвардейской танковой бригады вышли на исходные позиции, в танках осталось снарядов на 15 минут боя и очень мало горючего, почти не осталось и автомашин в танковых батальонах. Например, в 1-м батальоне у Махмутова была лишь одна трофейная машина «Бюсинг». А это значит, что нет никакой возможности обеспечить танкистов в бою ни боеприпасами, ни пищей, ни пополнением.
Командир бригады гвардии полковник Жуков П.С. приказал мне срочно выехать в Одессу в тыл фронта и получить боеприпасы, горючее, автомобили и срочно доставить на исходные позиции. К рассвету 21 августа 1944 года приказ командира был выполнен: прибыли 40 автомобилей «Шевроле», груженных боеприпасами и горючим. Всё прибывшее, командиром бригады гвардии полковником Жуковым П.С. было немедленно распределено по танковым и мотострелковым батальонам.
Когда на рассвете 22 августа начались бои за освобождение города Комрат, командир бригады гвардии полковник Жуков П.С. вызвал меня и приказал: «Как только освободим город, немедленно в городе мобилизовать население на уборке за пределы города трупов немецких вояк, разлагающихся и создающих опасность заражения, по мере возможности раздать населению продовольствие, захваченное у врага, организовать обезвреживание взрывоопасных предметов, организовать перепись молодежи, подлежащей призыву в ряды Советской Армии».
Комендатура разместилась в небольшом домике, на площади (где теперь мемориал). Вывеской служил кусок фанеры, на нем с ошибками углем было написано «Хозяйство Жукова…».
Как только в городе узнали о комендатуре, сразу стали приходить люди с просьбами, предложениями, показывали где скрываются отдельные гитлеровцы, где лежат невзорвавшиеся мины, снаряды и гранаты.
Один пример: мальчики 12-ти лет вечером, 22 августа, пришли ко мне и говорят, что на станции (севернее города, не помню названия), стоит немецкий эшелон. Я немедленно поехал туда и убедился, что действительно стоит брошенный немцами эшелон. В вагонах было несколько ящиков с галетами и шоколадом. Во многих вагонах были немецкие боеприпасы, снаряжение и другое военное имущество. Мы с шофером загрузили автомобиль продуктами и привезли в город. А на следующий день мои подчиненные все это раздали в городе детям.
Помнится, как в комендатуру пришла старушка и говорит, что внизу, за мостом в камышах прячется немецкий солдат. Я с одним солдатом из комендатуры пошел туда и вдруг на полдороге нас догоняют пять-шесть босоногих мальчиков с палками в руках. Когда я спросил куда они бегут, то их вожак по-военному стал «смирно», приставив к ногам палку говорит, что их прислала бабушка помочь нам поймать немца, так как нас только двое. Так мы с их помощью поймали вооруженного немца.
Или еще один пример: на углу забора церкви лежали три убитых немца. День был очень жаркий и трупы разлагались. Кому я только не обращался, все отказывались их закопать, говорили: «Собаке – собачья смерть», брезгливо плевали, отворачивались и уходили, хотя я объяснял, что это смрад и зараза. Только много часов спустя, удалось доказать ребятам 15-ти – 17-ти лет, которые все же трупы закопали. Этот пример говорит, какое неслыханное звериное было зло – фашизм.
Хочется отметить как наш командир бригады, почетный гражданин города, гвардии полковник Жуков П.С. берег город, жителей. Ставя задачу танкистам батальонов, он категорически требовал принять все возможные и невозможные меры, чтобы во время боя не пострадали жители, сооружения и достопримечательности города.
Пусть останутся навсегда в памяти незабываемые события Великой Отечественной войны.
Ю.Д. Ахмеров.
Участник боев за освобождение города Комрата, первый комендант города.